|
|
 |
|
 |
 |
Информационные источники. |
// Суна |
 |
 |
 |
 |
«История Ошетского края». Л. И. Зворыгин, Л. М. Кропачев, В. А. Городилов. ISBN 5-88186 610-Х. Моим землякам. С вашей помощью собран богатый материал по истории Ошетского края, и вот появилась возможность осуществить мою давнюю мечту -издать книгу о нашей малой родине. Это первая попытка восстановить историческую действительность, донести до широкого круга прежде всего земляков интересную и насыщенную историю населённых пунктов и людей Ошетского края. Вся история края тесно связана со знаменитым вятским родом священнослужителей Васнецовых, которые были не только духовниками, но ещё и народными учителями, и дали миру знаменитых художников братьев Васнецовых. Предки художников покоятся в могилах в пределах церковной ограды за алтарём Спасской церкви села Ошеть. История свидетельствует: через деревню Дворища (Дворища Ямские) прошли тысячи заключённых, сосланных царским правительством в Сибирь. Именно на территории Ошетского края в 1929 году первой в Сунском районе была создана коммуна «Новая жизнь». Славный и трудолюбивый народ края выдвинул из своей среды и выпестовал немало известных не только в области, но и в России сыновей и дочерей. Мы гордились и гордимся ими по праву. С площади села Ошеть в годы Великой Отечественной войны ушли защищать Родину более 500 человек, и большинство из них отдали свои жизни за Великую Победу. |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
Откуда есть пошла земля Ошетская. |
// Суна |
 |
 |
 |
 |
Сунской район, Большевистское сельское поселение, село Ошеть. Если уважаемый читатель вспомнит школьный курс истории родного Отечества, то наверняка отметит, что историю эту мы якобы с глубокой древности начинали изучать лишь с V-VII вв. нашей эры, когда у древних славян начали складываться основы централизованного государства. Мы прилежно изучали историю древних Египта, Китая, Индии, Греции и Рима в давние тысячелетия до нашей эры и в то же время совершенно ничего не знали и не знаем об истории дохристианского периода русской земли. А ведь жили на ней наши предки десятками и сотнями тысяч лет. Об этом Ведическом периоде, а позднее - Языческом до нас практически не дошло никаких сведений. Всё, что было написано, варварски уничтожили. Как и зачем - об этом ещё будет сказано и написано нашими историками многократно. |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
Село Ошеть |
// Суна |
 |
 |
 |
 |
Сунской район, Большевистское сельское поселение, село Ошеть. По реформе императрицы Екатерины II в состав Ошетской, а затем Дворищенской волости входило 74 деревни, позднее число их сократилось до 39 в первые годы Советской власти. Каждый населённый пункт имеет свою многовековую историю, каждый славен людьми его населявшими. В наше время из этих деревень сохранились единицы. В некогда многолюдном и вовсе не бедном Ошетском крае сейчас реально существуют только село Ошеть, деревни Темерёво, Спасская, Дворища, Киселиха. Ещё в ряде деревень лишь номинально в летний период обитают жители -дачники. В опустевших деревнях давно раскорчёваны мелиораторами деревья, распаханы бывшие усадьбы. Пейзаж местности изменился так, что даже тем, кто в них родился и вырос, очень трудно сегодня определить, где стояли их родные дома с усадьбами, а вновь выросший лес делает это узнавание до крайности затруднительным. У многих наших земляков есть задумки поставить на месте своих бывших родовых деревень памятники или памятные знаки, но очень немногие пока реально осуществили это на практике. Сердце трепещет, когда, приезжая в родные места, видишь полное запустение и с трудом узнаёшь место обитания своих предков. Давайте, дорогие земляки, вспомним поимённо все деревни Ошетского края и отдадим им дань памяти в этой книге. И начнём мы своё повествование с главного села края - Ошети. |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
Деревня Пилья |
// Суна |
 |
 |
 |
 |
Сунской район, Большевистское сельское поселение. Эта одна из красивейших деревень Ошетского края, занимающая достойное место в его истории, находилась на расстоянии семи километров от Спасской церкви села Ошеть. Была самым крупным населённым пунктом Дворищенской волости, входила в состав Пильинского общества и располагалась на высоком крутом берегу речки Пильянки. В 1885 году здесь было 47 домов, в которых проживали 277 человек. В их распоряжении имелось 586,5 десятины земли (по 12,5 десятины на хозяйство), 72 лошади, 78 коров, 205 голов овец и коз. После уборки урожая многие занимались отхожим промыслом - в основном портняжничеством в Уржумском уезде (58 человек из 33 хозяйств). Нищенствовали 20 человек из девяти семей, владели грамотой 27 человек. В деревне имелось 18 книг в семи хозяйствах. |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
Деревня Помелы |
// Суна |
 |
 |
 |
 |
Сунской район, Большевистское сельское поселение. Была расположена в четырёх километрах от села Ошеть. Первоначально деревня называлась Починок Ботылёвский, а позднее, получив название Помелы, стала одной из крупных деревень Ботылёвского общества Дворищенской волости. Через эту деревню проходила просёлочная дорога, связывавшая село Ошеть и село Курчум. В 1885 году здесь насчитывалось 30 дворов, в которых проживали 166 человек. В их распоряжении имелось 533 десятины земли (по 17 десятин на двор), 36 лошадей, 6 жеребят, 36 коров, 11 голов молодняка, а также 89 голов овец и коз. Местный промысел составляло в основном нищенство. Этим ремеслом занимались 10 человек из пяти семей. Всего грамотных было 14 человек, двое обучались грамоте, в двух семьях было 19 книг, которые читали жители деревни. Помелы славились портными, уходившими на заработки в Глазовский уезд. |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
Деревня Осиновица |
// Суна |
 |
 |
 |
 |
Сунской район, Большевистское сельское поселение. Расположена на Казанском тракте в 79 километрах от города Кирова. Первоначально деревня называлась Осиновская и была основана в екатерининские времена вместе со строительством Казанского тракта. По дошедшим до нас сведениям, первыми жителями деревни стали люди из рода Игумновых, в частности Петруни Игумнова. В Осиновице у него родились четыре сына: Иван, Тимофей, Александр и Осип, которые прожили там всю жизнь, оставив после себя большое потомство. Иван Петрович имел сына Павла Ивановича, который участвовал в Великой Отечественной войне, вернулся домой, работал механизатором, воспитал семерых детей. Тимофей Петрович вырастил сыновей Павла и Николая, дочерей Клавдию и Марию. |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
|
|
|
|
 |
|
|